Как сделать handmade выгодным бизнесом

Основатели: Журавлева Виктория, Приходько Анастасия

Дата старта: весна 2014 года

Instagram: @rozoviyslonalmaty

Любое хобби может стать источником дохода при правильном распределении усилий и бизнес-стратегии. Добиться успеха и заработать на своем таланте можно, что доказывают создатели магазина подарков ручной работы «Розовый слон» – Приходько Анастасия и Журавлева Виктория. Мы поговорили с Викторией, чтобы узнать, как открылся магазин, в чем его уникальность, на каких условиях происходит сотрудничество с мастерами, и как идут продажи.

Как все начиналось

Идея создания магазина родилась в 2014 году на ежегодном фестивале FourЭ. Именно там, в Городе мастеров, впервые встретились четыре девушки – Анастасия, Виктория, Валерия и Александра, тогда они еще не знали ни друг друга, ни того, что в скором будущем откроют совместный бизнес. Все четверо выставляли свои изделия и быстро нашли общий язык. Мысль о будущем магазине пришла к ним внезапно, и после недолгих обсуждений девушки твердо решили попробовать.

Работа от идеи до реализации развивалась достаточно быстро, и уже в тот же год появился их самый первый отдел в торговом доме «Симфония» на улице Абая, где девушки выставляли свои изделия. Дело пошло, и вскоре стало ясно, что требуется больше места: в скором времени было окончательно решено переехать. Так, в арендованном помещении в 40 кв. м на пересечении улиц Гоголя и Байтурсынова расположился магазин «Розовый слон». Отдельное помещение предоставило множество преимуществ. Стало возможным самостоятельно планировать график работы, больше никто не мог ставить какие-то рамки и ограничения. Магазин смог позволить себе проводить различные акции, ночи скидок, которые недопустимы в торговых домах. Подобная независимость расширила поле деятельности, появились новые возможности.

Не обошлось, конечно, и без трудностей. Через год-полтора после открытия магазина Александра – одна из четырех девушек, взявшихся за реализацию идеи, – захотела отделиться. Она ушла и открыла свой специализированный магазин. Это было не самое легкое время, но девушки были решительно настроены сохранить свое дело. После девальвации цены на аренду стали подниматься, и в здании, где располагался магазин, освободились другие помещения.

Уже втроем Виктория, Анастасия и Валерия посовещались и приняли решение перебраться в помещение побольше – площадью в 75 кв. м. И если изначально в магазине выставлялись изделия девушек и некоторых их знакомых, которые брали в аренду полки для реализации своих вещей, в новом просторном помещении появилась возможность размещать большее количество работ от разных handmade-мастеров. Через аккаунт в Instagram стали активно привлекаться новые мастера с новыми изделиями. Впрочем, и без рекламы мастера приходили и предлагали свои работы, приводили своих знакомых, так как магазин работал не первый год, и о нем уже знали. В начале этого года Валерия тоже отделилась, и Анастасия с Викторией остались  вдвоем.

Свое дело

По образованию Виктория – социальный психолог, а Анастасия – экономист. Они обе всерьез занимаются handmade около четырех лет, и у обеих это было любимым увлечением с детского возраста. В магазине «Розовый слон» Виктория выставляет не только свои украшения ручной работы, но и товары, которые заказывает с китайских и корейских сайтов под общим названием Blast Wave. Она стала одной из первых, кто начал завозить гик-атрибутику  и изготавливать  украшения ручной работы в малоизвестных и не распространенных в Казахстане стилях (винтаж, стимпанк, готика, бохо). Анастасия же пробовала разные направления. На данный момент в магазине представлена ее продукция под названием Good Wood, чья основная направленность – изделия из дерева.

Good Wood существует с 25 января 2013 года. У Анастасии есть свой цех, в нем трудятся пять человек. По ее словам, в основном она выполняет работы на заказ, так как каждый человек желает индивидуальности и неповторимости.  Средний чек составляет 10 000 тнг. А самый популярный продукт – это именные фоторамки. «Каждая мама хочет оставить в памяти детские фото и метрики малыша – самые важные цифры в ее жизни», – рассказывает Анастасия.

Валерия и Александра, которые позже открыли собственное дело, занимаются украшениями из натуральных камей, бусинами Дзи и товарами для рукоделия.

Условия сотрудничества с мастерами

Основной идеей магазина «Розовый слон» является выгодное сотрудничество с мастерами, которые выставляют свои работы для реализации. Большинство handmade-магазинов, которые существуют сейчас не только в Алматы, а во всем Казахстане, выставляют работы мастеров с завышенными наценками на товар. На таких условиях дизайнерам и handmade-мастерам не выгодно сотрудничать с ними. К примеру, если мастер продает на ярмарке изготовленную им вещь за 2 000 тнг, то в магазине она будет в среднем стоить 4 000 тнг. «Розовый слон» работает иначе.

Один раз в неделю происходит день приема товара, когда мастера приносят свои изделия. Количество изделий зависит от специфики товара и арендуемой площади. Мастера сами занимаются учетом, ревизией и сами устанавливают цены на свои вещи. Магазин не делает никаких наценок сверху. Получается, что мастера оплачивают аренду полки за месяц и небольшой процент продавцам с продажи товара. Аренда одной полки стоит 5 000 тнг в месяц.

«Многие мастера за один день могут сразу же оправдать аренду полки, а все  остальное время зарабатывать чистые деньги», отмечает Виктория.

Отбор изделий и мастеров, по словам Виктории, – сложный вопрос. Вкус у всех разный, поэтому «Розовый слон» не смотрит на свое впечатление от изделий и личные предпочтения. Большую роль играют социальные сети – как в них представлен товар, и какая у него популярность. По профайлу сразу можно понять, готов товар к розничной торговле, или нет. Очень редко встречается что-то новенькое. Обычно идеи не новые, и уже имеют популярность на рынке. Здесь важен сам подход. В целом «Розовый слон» старается брать не конкурирующий товар, хотя у каждого мастера всегда найдется свой покупатель. Магазин пытается затронуть все сферы желания покупателей: детские  товары, товары для мам и для молодежи.

Название и логотип

Название «Розовый слон» было придумано спонтанно, но в итоге девушки остановили свой выбор именно на нем. Его предложила Анастасия в 2014 году, она же разработала логотип. Позже создатели хотели провести ребрендинг, но название уже закрепилось и стало привычным, как для самих девушек и мастеров, так и для покупателей. Поэтому оставили все, как есть.

Сотрудничество

Буквально месяц назад девушки стали партнерами дизайн-бутика «Карамель», который представляет брендовую одежду казахстанских дизайнеров. Сейчас партнеры вместе занимаются раскруткой магазина. За всю историю магазина с «Розовым слоном» сотрудничало более 100 мастеров, в числе которых @join_candy, @tsuname_shop, @lemuh.style, @penny_fisher_art, @fantasyteddytoys, @v.i.b.person, @moonkin_ws и многие другие.

Продажи, цены и реклама

Продажи в магазине всегда идут хорошо. Среднее количество покупателей в будний день составляет от  50 до 100 человек, в выходные – от 150 до 200, а в праздничные – более 200. По словам Виктории, на 8 марта, к примеру, хорошо расходились универсальные подарочные вещи – мыло, открытки, пряники, красиво упакованные наборы украшений, косметика, свечи.

Что касается цен, они разнятся. Есть продукция за 200 тнг, а есть за 40 000 тнг. В целом, средняя цена варьируется от 1 000 до 5 000 тнг. В данное время в магазине представлены более 40 мастеров, работающих в различных техниках

Основная реклама пространства – это Instagram. На сегодняшний день у «Розового слона» 36,5 тыс. подписчиков. Как-то в сети проводили розыгрыш iPhone, который прибавил количество подписчиков. Кроме того, реклама осуществляется на ярмарках и фестивалях, проводятся giveaway-розыгрыши, а еще магазин предоставляет свои изделия для фотосессий, выступает в качестве спонсора в различных мероприятиях и благотворительных акциях.

«Почему мы стали работать вместе изначально? – Потому что чем больше людей, тем больше рекламы. У каждого мастера есть своя клиентура, и это дополнительное привлечение аудитории. Те мастера, которые указывают в своих соц. сетях магазин, говорят о нем на ярмарках, т. е. делают дополнительную рекламу – у тех  товар продается лучше. Это всегда и везде так работает», – делится выводами Виктория.

Персонал

Сейчас в магазине работают два продавца. На выходные дни приходится достаточно большой поток покупателей, но пока что Анастасия с Викторией приезжают и помогают сами. У продавцов средний оклад, действует процентная система. Их доход напрямую зависит от того, сколько усилий они вкладывают в свою работу. Продавцов находили через объявление на странице магазина в Instagram.

При приеме на работу опыт работы приветствовался, но был не обязательным пунктом. Виктория сама проводит собеседование и в первую очередь обращает внимание на человеческие качества кандидата и его желание работать. «Количество дипломов и мест работы не всегда является показателем  хорошего специалиста.  Главное в работе – проявить себя и любить наше дело», – отмечает Виктория.

Уникальность

По словам Виктории, уникальность магазина в том, что люди могут приобретать изделия местных производителей по оригинальным ценам, а также в том, что различные уникальные авторские вещи можно найти в одном месте. Аудитория у магазина самая разнообразная, и выбор подарков очень большой. Кроме того, создатели стараются более тщательно отбирать товар, правильно его преподносить и предоставляют выгодные условия для мастеров.

Конкуренты

На сегодняшний день создатели не выделяют конкурентов. По их словам, есть много подобных магазинов, которые открываются и закрываются, но нет таких, кто конкурировал бы с «Розовым слоном».

Расходы

На момент открытия магазина партнеров было четверо, сейчас осталось только двое. Начальный капитал составлял приблизительно $2,5-3 тыс. (вместе с арендой помещения и заказом мебели). Все вложенные средства были из собственных сбережений. Трансформация магазина происходила поэтапно, поэтому назвать стоимость отдельного оборудования сложно. На сегодняшний день стоимость аренды в магазине (ул. Гоголя, 155) составляет 300-400 тыс. тнг в месяц.

Окупаемость и потенциал

По словам создателей, магазин изначально был в плюсе. Бывали моменты, когда было тяжело – кризис, уход партнеров. Но несмотря на это, «Розовый слон» никогда не приостанавливал свою работу и не работал в убыток. С момента открытия магазина каждая из девушек занималась своим делом и получала от этого доход, плюс были дополнительные полки для мастеров, которые оправдывали аренду помещения.

«Даже сейчас, при наличии множества подобных магазинов, потенциал очень велик, потому что людям все больше нравится делать что-то своими руками, и количество ценителей ручной работы тоже растет. Уникальные, авторские вещи всегда будут актуальны. Мы не собираемся останавливаться и будем придумывать еще множество различных вариантов для развития нашего дела», – подводит итог Виктория.