КнижнаяПолка_02: 451º по Фаренгейту (Fahrenheit 451)

С книгой «451º по Фаренгейту» Рэя Брэдбери теплые отношения у меня сложились не сразу… Первый раз, помню, начала читать ее в поезде. Когда впереди около полутора тысяч километров занять себя чтением — милое дело. Но в тот раз что-то пошло не так: сюжет никак не цеплял, мысли блуждали где-то за пределами поезда и скорее мчались в пункт назначения. И вот, странице на 20-ой (после сотой попытки сосредоточиться) я с чистой совестью закрыла книгу и убрала подальше. Разговоры ни о чем с попутчиками и музыка в наушниках скрасили дальнейший путь, а книга, вернувшись домой, пролежала на полках еще некоторое время.

Наконец (по прошествии энного количества месяцев) я снова взяла в руки «451º по Фаренгейту», и на этот раз весьма удачно. После второго дубля эта книга стала для меня одной из любимых.

О сюжете вкратце (спойлеры!)

Рэй Брэдбери — частично вдохновленный сожжением книг в Нацистской Германии, когда сжигались книги авторов, противоречащих национал-социологической идеологии — переносит читателей в общество далекого будущего, где литература находится под запретом, пожарные сжигают книги вместе с домами дотла, а владельцев подвергают аресту.

Сюжет романа вращается вокруг молодого мужчины, потомственного пожарного — Гая Монтэга. Что примечательно — пожарные в этом обществе выполняют противоположную функцию. Гай, как и подавляющее большинство людей в этом мире, живет по определенному шаблону, выполняя свою работу он не особо задумывается над тем для чего он это делает и почему. Живет Монтэг в собственном доме с женой, которая только и увлечена, что просмотром глупых телепередач и сериалов посредством интерактивного телевидения и прослушиванием радиоприемника «Ракушка».

Переломным моментом в жизни Гая становится встреча с соседкой — семнадцатилетней девушкой Клариссой Маклеллан, которая вскоре гибнет под колесами машины. Благодаря ей главный герой обретает способность критически мыслить, ставя под сомнение свою работу, да и всю свою прожитую до этого времени жизнь, понимая насколько это общество не способно думать, поэтому после нежданных жизненных перепетий (что весьма логично) он бросает работу, жену и общество в котором живет, и, удачно скрывшись от преследования полиции, тайком бежит из города и встречает странников (в основе своей это ученые), которых общество когда-то отвергло, и с тех пор главной их целью стало сохранение знаний (которые когда-то ценились) для будущих поколений.

О впечатлениях

Рэй Брэдберри создал общество, основанное на тотальном контроле, где люди превратились в неких роботов с набором определенных программ и задач, но лишенные самого главного — души. Души, которая дарит жизни ощущение самой жизни, благодаря всем переливам эмоций и чувств, восприятию красоты в природе, искусстве, поэзии и в литературе. Находя свои оттенки во всей этой палитре, человек раскрашивает свой внутренний мир определенными красками. В обществе, созданным Брэдберри этого нет… Люди здесь потеряли связь друг с другом, и, по сути, превратились лишь в неких биосуществ, не знающих ни искренних чувств и эмоций, не понимающих истинной красоты и эстетики.

Авторы, пишущие в жанре антиутопии, создают некий мир, который, казалось бы, ничего общего не имеет с тем, в котором они живут. «451º по Фаренгейту» была издана в 1953 году. Прошло лет сорок-пятьдесят, и удивить кого-то беспроводными наушниками (похоже ведь на принцип действия радиоприемника «Ракушка») или тем же самым интерактивным телевидением уже невозможно. Может еще через полвека нам стоит ждать воплощения в жизнь каких-то событий, вещей или предметов из «Голодных игр» и «Дивергента»? Как думаете? 🙂

После книги «451º по Фаренгейту» Брэдбери у меня появилось желание прочитать все классические произведения в этом жанре. В таком неидеальном мире обнажаются человеческие страхи, тревоги, что порой заставляет действовать героев вразрез этим чувствам и системе. Наблюдая за развитием событий в таком обществе, всегда есть возможность взглянуть на мир с другой стороны – а что бы я сделала, оказавшись на месте Монтэга?… В книгах и фильмах меня всегда цепляют такие истории, когда главный герой проходит внутреннюю трансформацию, которая (обычно) имеет положительный исход, ну или не очень (как с Мартином Иденом, к примеру). Интересно наблюдать, как человек перекраивает свое внутреннее устройство, укоренившееся на протяжении всех предыдущих лет жизни, в какой-то момент находит силы уклониться с привычного пути и вот уже шаг за шагом превращается в нечто иное. Это вдохновляет.

photo позаимствовано из сетей