КнижнаяПолка_03: МАУС (Maus: A Survivor’s Tale)

– Это очень важная книга. Даже людям, которые не читают такое, она будет интересна.
– Да! Я никогда не читаю комиксов, и даже мне интересно.
(из разговора Арти и Владека)

 

Когда я думаю, о какой книге мне хотелось бы написать, на ум приходят различные варианты, но сложность состоит в том, что прочитаны они были достаточно давно и эмоции, свежие чувства и ощущения, связанные с ними (в большей степени) уже не вспомнить. А хочется описать свои впечатления еще по горячим следам, когда практически до мельчайших подробностей помнишь сюжет, имена и действия, а самое главное – атмосферу.

И вот, в очередной раз, стоя перед книжным шкафом и думая над тем, о какой книге мне хотелось бы написать, взгляд упал на весьма необычный роман «Маус» Арта Шпигельмана. Эмоции, конечно, несколько подостыли, но я четко помню, какое впечатление она на меня произвела.

Впервые увидела этот роман совершенно случайно, в одном из видео-блогов на ютубе, где человек невольно обратил внимание на книгу, и дальше продолжил рассказывать о чем-то своем. Но мне она запомнилась, я нашла ее и прочла.

Если честно, я не любитель книг на историческую тематику, в особенности с повествованием о войнах, а если учесть, что какую бы часть истории не взять – практически везде найдется некое военное действие в большем или меньшем масштабе, то я в принципе не люблю историческую литературу.

Однако «Маус» Шпигельмана меня очень заинтересовал, в первую очередь из-за того, что здесь идет речь об одном из крупнейших вооруженных конфликтов в истории человечества, и в частности о преследовании и массовом уничтожении евреев. А во вторых, потому что эта книга написана в жанре графического романа. Автору действительно удалось невозможное – рассказать историю Холокоста в виде комикса. История Холокоста в виде комикса… Просто вдумайтесь в это. Поначалу это даже странно представить.

Но, как не казалось бы парадоксальным совмещение несовместимой темы и жанра – в итоге все вышло настолько органично, что по-другому уже кажется, этот роман воспринять нельзя.

О впечатлениях

Писатель открывает историю своего отца – Владека Шпигельмана, польского еврея, прошедшего Аушвиц и Дахау, через свои взаимоотношения с ним. В один из приездов к отцу он просит рассказать его о жизни в Польше, в частности о войне, для создания комиксов. Наверняка этот разговор поднимается уже не первый раз, и отец начинает свой рассказ (по просьбе сына) с истории о том, как он встретился со своей женой, матерью Арта. Итак, страница за страницей, история обычной жизни Владека переплетается с ужасами войны и выживанием в концлагерях.

Одной из интересных особенностей романа является изображение людей в виде животных: образ мышей на себя одели евреи, фашисты предстали в виде кошек, поляки – свиней, французы – лягушек, а американцы – собак. Все герои одной национальности нарисованы идентично. Как я вычитала из сети: «целью такого решение было продемонстрировать абсурдность восприятия народов по различным шаблонам и клише вроде национальных или политических. По выражению самого автора, «против мерки всех под одну гребёнку».

Отмечу, что это единственная книга-комикс удостоенная Пулитцеровской премии 1992 года.

Читая подобные книги, приходишь в ужас от того, насколько люди могут быть жестоки. Наверное, поэтому не люблю читать или смотреть фильмы подобной тематики… Тем не менее, открыв эту книгу продолжаешь с интересом следить за судьбами героев, жизненными перипетиями, сопереживая им, откладывая для осмысления каких-то событий, а после возвращаясь снова. На страницах своего романа Шпигельман по крупицам собирает осколки давно минувших дней в одно массивное и эпичное полотно, которое, безусловно, представляет собой уникальный текст, возвращающий нас в те чудовищные времена, не такие уж и далекие, в контексте всей истории человечества.

Кто-то сказал, что «история движется по спирали» или что «история повторяется дважды: первый раз в виде трагедии, второй — в виде фарса». Вроде как авторство этих высказываний относят к Гегелю. У меня логично возникает глупый вопрос: почему? Я не понимаю, почему трагические события в истории имеют свойство повторяться. Почему первый раз это не рассматривается в качестве урока для будущих поколений?.. Наверное, я совсем глупый человек и просто никогда не пойму этого…

Реакция на книгу в России. Выдержка из сети:

В апреле 2015 года в России, в «Московском доме книги», роман был снят с продажи из-за того, что «такая серьезная тема была представлена в виде комикса». В магазине ранее называли в качестве причины наличие свастики на обложке книги. Данные действия связывали с принятием в России федеральных законов «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941—1945 годов» и «О противодействии экстремистской деятельности». Арт Шпигельман назвал такое решение позорным, так как эта книга о памяти, и добавил, что считает происходящее «предвестием чего-то опасного».

Это книга о памяти, и я согласна с этим. Это не история о разжигании конфликта или вражды, и не история о пропаганде фашизма. Это личная история автора, который пытается разобраться в отношениях со своей семьей, со своим отцом, хочет запечатлеть на бумаге его непростой путь и (как мне кажется) отдать дань уважению человеку, который смог пережить невероятно тяжелый период в своей жизни, о котором наше поколение даже представить себе не может (надеюсь никогда и не придется).

…От этого шрама невозможно избавиться, замаскировать его или случайно забыть. И этот шрам на сердце Владека Шпигельмана остался навечно, постоянно напоминая о себе и предопределяя его судьбу до конца дней.