Айгуль Утешева: «Дизайн Человека – это не система верования, секта или религия, а практичная механика…»

Я человек любопытный. Любопытный к тем знаниям, которые каким-то образом могут помочь людям открыть себя и мир вокруг с новой стороны. Все эти знания (будь то психология, астрология, хиромантия, нумерология), как мне кажется, своего рода подсказки для человека в понимании себя, в понимании того, кто он есть и кем может быть. Безусловно,  это не незыблемая истина в последней инстанции, но что-то из всей этой информации вполне имеет место быть.

Около года назад я наткнулась на видео в «Ютубе» с небольшим интервью о системе Дизайна Человека (Human design). Тогда я не обратила особого внимания на эту тему. Прошло уже какое-то время, и я снова набрела на видео с упоминанием о Дизайне. Послушав в этот раз, мне стало любопытно. Я даже пошла и рассчитала в Интернете свой тип, почитала и послушала кое-что на эту тему. Но какие-то вопросы к этим знаниям (конечно же) все-таки оставались, и мне хотелось узнать чуть больше о том, что из себя представляет Human design. Тогда я подумала – почему бы не поговорить с профессионалом в этой сфере? Так я нашла (наверное, одного из немногих в стране) сертифицированного гида системы Дизайна Человека Айгуль Утешеву, которая согласилась ответить на мои вопросы и, возможно, приоткрыть завесу не совсем понятной и не столь широко известной системы знаний, раскрывающей природу и предназначение человека.

N.B. Важное, что я услышала от Айгуль и что хотела бы донести в первую очередь – это адекватно воспринимать какую бы то ни было информацию. Где бы вы ее ни нашли или услышали: книги, Интернет, семинары, тренинги и прочее. Возьмите для себя то, что реально работает именно для вас, и пусть это будет одно предложение или даже одно слово. Большего и не нужно.

Не доверяйте ничему. Доверяйте только себе.

Давайте начнем сначала. Что такое Дизайн Человека? Как это видите вы?

Для меня Дизайн Человека стал своего рода образом жизни, образом мышления, образом поведения, и самое главное – образом принятия решения. В принципе, это именно то,  с чего начинается Дизайн Человека. Это своеобразный механизм и инструмент, который дается человеку с той самой расшифровкой его бодиграфа для корректного принятия решения, и у каждого человека он свой. В любой момент жизни мы принимаем решения, и благодаря Дизайну Человека можно понять, как вам правильно принимать решения. Если сказать образно, то это система, которая помогает идти своим путем, а не пробивать его головой через стенку.

Говорить о Дизайне Человека одними формулировками достаточно сложно. Когда человек начинает в этом вариться, это уже становится частью его жизни.

Основатель системы Ра Уру Ху получил эти знания в виде откровения. Большинство людей все же относятся с недоверием и подозрением к фактам откровения…

Я вообще человек науки и большой скептик. Но если посмотреть на все те объемные знания, которые приходили к людям сразу и целостно (тот же И-Цзин), то все они пришли в виде чего-то мистического. И от этого никуда не денешься. Их не изучали, не собирали по пазлам, а один человек записал и выдал. К этому можно относиться как к ереси, но это не самое главное. Главное – это попробовать то знание, которое есть. К примеру, вы генератор. Попробуйте тот же самый механизм отклика и посмотрите, что с этим будет:  как будет меняться ваше тело, ваше окружение, как будете меняться вы сами, как ваши правильные решения начнут приводить вас в правильные места.

Дизайн Человека – это не система верования и (не дай Бог!) не секта или религия. Вам просто дается механизм, и вы его пробуете. Он может вам помочь, а может, и нет. Какие-то сферы могут улучшиться, а какие-то ухудшиться. Например, для бессознательных эмоционалов, которые открывают в себе это чувство – для некоторых из них нормально конфликтовать, проявлять свои эмоции, так как это их природа. Но каждый отнесется к этому факту по-разному. Спустя  время у такого человека может поменяться окружение. Люди некорректные, можно сказать, токсичные, начнут сами собой уходить и исчезать. Для человека же с коллективной или племенной природой, наоборот, начнут расширяться рамки, и вокруг уже будет иное количество людей с другими качествами. Но это всё очень индивидуально и у каждого человека происходит по-своему.

Тогда такой вопрос: почему этим знаниям можно доверять?

Этому вообще нельзя доверять. Вообще ничему нельзя доверять. Ни мне, ни Ра Уру Ху, ни каким-то людям, которые вещают про Дизайн Человека. Нужно просто взять информацию и попробовать ее. А доверять можно только себе. Дизайн Человека – абсолютно эгоистичное знание. Человек просто берет информацию, расшифровывает бодиграф и пробует. Подходит? Хорошо. Не подходит? До свидания. Это не то, на что нужно молиться с утра и до вечера. Это своего рода механизм. Многим, кстати, это знание не подходит, потому что уровень восприятия человека и готовность вглядываться в себя у всех разные. Наверное, для поколения Z Дизайн Человека будет идеален. Для моего же поколения – не совсем так…

Вы предположили, что я генератор. По расчётам так и вышло (улыбаюсь) – я генератор. Насколько я поняла, генераторов, манифестирующих генераторов – превалирующее большинство, после которых идут проекторы, манифесторы и рефлекторы.

Да. Генераторов и манифестирующих генераторов – 70%. Проекторов – 21%, манифесторов – 8% и рефлекторов – 1%.

Интересно, есть ли в этом соотношении какое-то особое значение? Почему именно в таком процентном соотношении распределились люди?

Это естественный баланс. Генераторы – строители жизни, т.е. это сакральная энергия, на чем зиждется весь мир. То, что рождает, что созидает и творит – это именно генераторская энергия. Без генераторов планета Земля не существовала бы в целом. Проекторы – это новый эволюционный вид, которому порядка трехсот лет и который пришел на смену манифесторам, тем восьми процентам, которые всегда стояли у руля, диктовали, были великими свершителями.

Проекторы – новый эволюционный виток управленцев, который может общаться с человеком один на один, т.е. трансформировать, направлять, управлять, но не как манифесторы, которые собрали народ и пошли в бой. Манифесторы более племенной, старый тип иерархической вершины.

Может быть такое, что через десять или двадцать лет будет сокращаться количество…

… манифесторов. Будет сокращаться количество манифесторов. Эволюция движется дальше. Надобность у природы, даже не у природы, а у эволюции в этих лидерах отпадает. На их место приходит большее количество генераторов и проекторов. Рефлекторы же всегда будут в центре сообщества как зеркало. Это своего рода индикаторы. Большое количество их и не нужно.

Но разве не нужны такие люди, которые постоянно будут толкать, что-то совершать, предпринимать?

У меня есть предположение, что у манифесторов «ложного Я» (т.е. людей, которые не проживают себя) проступает тема злости. Такой человек имеет большую силу влияния, но при этом очень злой и не всегда может быть корректным. Впрочем, как и все мы.

Но в целом, ничего личного, это просто механическая смена циклов.

При этом я знаю манифесторов, которые проживают себя, созидают, занимаются прекрасными вещами и здорово влияют на нас.

 

Дизайн Человека – это не система верования и (не дай Бог!) не секта или религия. Вам просто дается механизм, и вы его пробуете. Он может вам помочь, а может, и нет.

 

Когда я узнала свой тип личности, хотелось найти о нём дополнительную информацию. Посмотрела видео, где девушка рассказывала о том, что генераторы должны откликаться и не инициировать события или действия. Но, скорее всего, большинство людей воспитывали с такой мыслью, что мы всегда должны что-то предпринимать, делать – в общем, не сидеть сложа руки.

Всё человечество воспитано в манифесторской парадигме: иди, поставь цель и добейся. Но это прерогатива только манифесторов. Только они рождены ставить цели, задачи, идти, добиваться, инициировать, начинать, продвигать, продавливать. В этом манифесторская сила, но остальные типы не сконструированы так. Для вас как для генератора нужен какой-то запрос. К примеру: «Ты действительно хочешь это интервью? Ты хочешь узнать о Дизайне Человека?». Для меня же как для проектора важно приглашение. Особенно когда приглашение заключено в такую формальную обертку: «Айгуль, приглашаю вас на интервью…», и в момент я решила  – пойду. А могла бы и не среагировать.

Как генераторам понять – это действительно то, чего они хотят, или делают только потому, что это нужно?

Это вопрос практики. Когда они больше практикуются в откликании (сакральный звук). Например, у вас спрашивают с утра: «Ты пойдешь на работу?». Вы слушаете этот сакральный звук, который говорит «нет», но в голове вы уже собрали сумку и вышли на работу. Но ваше тело не хочет, оно не готово идти на работу. И здесь в уме возникает дилемма: «Меня же ждут. У меня будет выговор. У меня то. У меня сё». И вот вы собираетесь и идете. Или же следуете своему выбору и не идете. И смотрите, что будет дальше. Это и есть эксперимент. Чем чаще вы следуете за своим откликом, тем больше вы понимаете, для чего вообще этот механизм.

У генераторов, как и у всех нас, сакрал находится в теле, а не в голове. Если возникает диссонанс, то тело тянет в одну сторону, а голова – в другую. В этом и есть страх и вызов для многих людей. Они думают: «Я что – какая-то заведенная игрушка, робот что ли, весь день ходить и слушать отклик своего тела? Бред какой-то!». На самом деле люди, которые в эксперименте, не похожи на роботов. Они абсолютно расслаблены, не напрягаются тем, что им нужно ставить цели, задачи, постоянно прилагать усилия, чтобы развернуть пространство для достижения чего-либо. Генераторам хватит сил, чтобы добиться поставленной умом цели, но в конце концов они будут чувствовать раздражение и думать о том, зачем вообще все это было нужно. Генераторское счастье – это удовлетворенность от проделанной работы. Если 70% населения Земли будет удовлетворено, будет заниматься тем, что им действительно важно, нужно и хочется, то никаких глобальных проблем в обществе не будет.

Можно показать вам свой результат? (Улыбаюсь.)

Конечно.

Показываю снимок экрана со своими результатами, который сделала заранее. Кстати, я сделала расчет на разных порталах – и везде был один и тот же итог (не знаю, что я таким образом  проверяла, но для интереса :). И да, ни один сайт не сделает вам полную расшифровку, а выдаст лишь тип, профиль и бодиграф с непонятными цифрами, знаками и фигурами. 

Кстати, по поводу закрашенных участков – определенных и неопределенных центров. Бывает ли так, что у человека закрашены все центры? Показываю на своем бодиграфе, с несколькими закрашенными фигурами.

Да, такое может быть. Значит, этот человек очень фиксированный. У него нет выхода и входа для других людей. Там, где мы открыты, там мы, можно сказать, общаемся с окружающими людьми. Вот вы, например, не эмоциональны. Свое вдохновение, силу воли, напряжение и стресс получаете от других людей. Вот этот обмен может быть очень обучающим, интересным, и это делает нас людьми. Когда у человека все закрыто, а входы есть только в открытых воротах, то человек получается сам в себе. У такого человека достаточно тяжелая конструкция. Он может очень долго что-то переваривать, и что-то доходить до него тоже может очень долго.

При расчёте необходимо вводить время рождения. А если человек не знает времени своего рождения? Насколько важно вводить время максимально точно?

Может быть так, что погрешность в две минуты приводит к смене целого типа. Недавно был запрос от девушки. Она не знала времени своего рождения, была только дата. Я сказала, что не смогу ей помочь, пока она не выяснит это время.

Астрологически это можно просчитать – называется это ректификацией – когда по событиям жизни отматывают назад. Но таких специалистов очень мало.

Бывает и  такое, что погрешность в 5-10 минут ничего критически не меняет. Но для более глубокого анализа – если, к примеру, человек хочет сделать расчет питания, окружения или психологии, время нужно знать поминутно. Но опять же это вопрос решения, нужно ли человеку это. На самом деле, на уровне «стратегия-авторитет» решается все. Сам человек и его отношение к вещам трансформируется на уровне стратегии и авторитета. А глубоко погружаться во все тонкости можно уже после 7-10 лет эксперимента, если захочется проникнуть в какие-то тонкие материи.

Может показаться, что Дизайн вешает некий ярлык на человека, и человек не может ступить лишний раз ни вправо, ни влево. Нет ли такого, что Хьюман Дизайн сковывает человека в его действиях или поступках?

Может. Любая система для человека, который догматично, узко смотрит на все, может сковывать и переходить в крайности. Нужно просто быть адекватным во всем, в любом восприятии информации. Если у вас дизайн генератора – это не означает, что вам нужно пахать, нет. Может, вам в кайф помыть посуду или полы, а остальное время читать книжку. Наверное, эта узость зависит от бэкграунда человека, насколько он все это воспримет.

Кто-то подсаживается на видео по Дизайну Человека, нагружает себя этой информацией все больше и больше: семинары, тренинги, книги, которые вообще этому человеку не нужны. С самого начала нужно пользоваться механизмом принятия своего решения. К примеру, если меня не приглашают на какие-то семинары, я не буду стучаться во все двери. Принятие решения – это стартовая точка на протяжении всего эксперимента. Придерживаться только стратегии и авторитета – больше ничего не нужно.

Хотела спросить насчет вашего опыта. Прочитала на вашем сайте, что у вас есть медицинское, психотерапевтическое образование, вы пробовали построить свой бизнес. У вас был долгий путь поиска. Как вы поняли, что Дизайн Человека – именно то, что вы искали?

Всё сразу встало на свои места. Я – проектор, и моё любимое дело – взять одного человека и копаться в нем. В течение многих лет ты копаешься, копаешься и копаешься в людях, но четкий механизм помощи не вырисовывается. А вот Дизайн Человека объясняет тебе, насколько каждый человек дифференцирован, насколько важно каждое значение, каждая циферка.  Это именно те знания, которые дали мне понимание, насколько все разные. И объяснение, почему все такие разные, в чем они такие разные и где это можно посмотреть. Это именно то, что я искала, потому что это знание делает человека гармоничным.

Когда вы знаете бодиграф своего ребенка, вы относитесь уважительно к природе ребенка, и это формирует его совсем иначе. Везде, где бы я ни была, я говорю, что эта система в первую очередь для детей. Для взрослых, устоявшихся людей, она может быть достаточно сложной. Сейчас я уже вижу поколение, которое выросло на Дизайне Человека, притом что родители не втискивали их в свои термины, не пытались объяснить какие-то особенности их бодиграфа. Если это генератор, то вместо утвердительной или директивной формы они просто задавали вопрос – к примеру, не «иди, помой руки», а «помоешь руки?». Повзрослев, им может быть не интересен Дизайн, но они уже знают, какова их природа, потому что родители с ними обращались, уважая их естество. И это дети нового формата.

К своему сыну и ко всем своим племянникам, знакомым детям, Дизайн которых я знаю, отношусь сообразно их природе. Но для того, чтобы быть корректной с ними, нужно знать себя в первую очередь. Дети сразу понимают этот механизм, потому что это их природа. Они все быстро схватывают, когда объясняешь им на своем примере.

При этом людям и в 50-60 лет эта система тоже может подойти, но после пятидесяти это будут уже другие вопросы. Для вас, к примеру, это было бы: «Какое наследие я оставлю, какой вклад?».

Вы же проходили обучение в школе? Получили сертификат. Сколько проходило это обучение?

Да, в онлайн-школе. Это Международная школа Дизайна Человека IHDS (Прим.: International Human Design School), основана в 1992 году в Америке. Но своим учителем я считаю Виктора Крючкова из Киева. Он один из первых проекторов, который обучает проекторов. Знание же пришло через манифестора (Ра Уру Ху), и он выдал ее по-манифесторски, очень жестко.

Обучение происходит постоянно. Обучаюсь я уже где-то пять лет, но сколько еще буду обучаться, не знаю, потому что есть различные этапы: можно доучиться до учителя, до кого угодно. У меня нет цели дойти до какого-то определённого уровня. Я не манифестор. Я не ставлю цели быть учителем Дизайна Человека всего Казахстана (смеется). Если приглашают, втягивают, зовут, то иду.

Сейчас вы проводите личные консультации?

В основном я провожу индивидуальные ливинги (курс «Проживая свой дизайн»), потому что для меня тяжело проводить групповые занятия, а работать один на один с человеком мне нравится.

Я не афиширую свое присутствие на рынке Казахстана, рекламы  никогда не давала и поиском клиентов  не занимаюсь. Мало кто меня знает,  в основном это «сарафанное радио».

Вы не хотите выйти в поле зрения общественности?

У меня уже вообще атрофировалась хотелка (улыбается). Если меня пригласят в какой-то проект, в который я буду вовлечена на длительное время… я не знаю, как отреагирую, будет ли энергия и желание. Пока что такого приглашения не было, поэтому я учусь и занимаюсь своими близкими.

 

Любая система для человека, который догматично, узко смотрит на все, может сковывать и переходить в крайности. Нужно просто быть адекватным во всем, в любом восприятии информации.

 

Как изменилась ваша жизнь после получения этих знаний? Отношения с друзьями, близкими?

Думаю, что изменилась я. Изменилось мое окружение. Влияние есть все равно, конечно. Друзей как-то стало меньше, при этом появились новые. Если говорить об отношениях, то они стали более моими, что ли. Все предыдущие отношения, которые были инициированы мной, когда я вытаскивала людей, когда  без спроса улучшала их… Когда тебя не просят, а ты постоянно навязываешься – это не совсем здоровые отношения. Сейчас мне в кайф. Сейчас я чувствую себя успешной.

Скажите, почему это именно те знания, которые необходимы человеку? Человек ведь может прожить и не зная о том, что такое Хьюман Дизайн…

Может.

Но если он будет знать, то что изменится?

… Качество жизни. Сопротивление человека к жизни становится меньше. Вся эта борьба, постановка целей, преодоление препятствий…  Когда эта борьба исчезает, человек становится самим собой, единым со своей природой. Ему становится интересно жить, вокруг появляются интересные люди. Качество жизни действительно сильно меняется. Это не говорит о том, что человек будет окружен красивыми вещами и жить в лучшем районе. Он может жить в той же квартире, с те ми же вредными родственниками или сумасшедшими соседями,  в его жизни могут случаться те же катастрофы или катаклизмы, но качество его восприятия, то, как он проходит все эти жизненные препятствия и перипетии – вот это меняется.