три самых любимых фильма советских времен

Люблю смотреть советские фильмы. Есть в них какая-то особая атмосфера. С первых секунд, как только появляется заставка, титры и фоном звучит узнаваемая из тысячи мелодия или песня советской эпохи, просто моментально переносишься в то время, абсолютно для себя незнакомое, но почему-то такое уютное и теплое. И вот уже на душе стало как-то светло и умиротворенно.

Не знаю в чем магия советского кино для меня. Хотя нет… знаю. Наверное, в этой самой атмосфере. Атмосфере душевности, искренности, чего-то такого настоящего, не поддельного.

[Здесь небольшое отступление. Я не проецирую советское кино на действительность тех времен и пишу только о своих эмоциях по поводу тех фильмов, которые очень люблю.]

Впервые эти фильмы я увидела в подростковом возрасте, и с тех пор пересмотрела ни один раз. При чем, пересматривая их, у меня не исчезает чувство предвкушения. Вот та самая энергетика, которая с первых секунд заполняет пространство, она не покидает до самого конца. И даже если я знаю наизусть весь сценарий мне интересно. Интересно следить за героями, за их действиями, за тем, как развиваются события, за тем, как меняются картинки, за обстановкой вокруг, за людьми в кадре, за их диалогами и поведением.

…Вот смотришь фильмы советского производства и (как бы кто ни относился к той эпохе) наблюдая со стороны, складывается впечатление, что какие-то, казалось бы, простые человеческие моральные качества были превалирующими в обществе, в сравнении с веком нынешним. Понятно, что есть некая идеализация, но кино все же отражает жизнь, которая была конкретно в тот временной отрезок.

Даже если этой огромной страны уже нет на политической карте мира, но остались такие вот артефакты, которые живут и продолжают радовать людей, и это здорово, не правда ли?..

Хочу поделиться с вами порцией добра, тепла и душевной атмосферы из недалекого прошлого.

Начнем.

 

I

 

Карнавал

Карнавал — советский художественный фильм 1981 года режиссёра Татьяны Лиозновой, снятый на Киностудии им. Горького. Премьера состоялась летом 1982 года.

Фильм занял 9-е место по итогам проката 1982 года — 30,4 млн. зрителей.

Ирина Муравьёва за исполнение главной роли признана лучшей актрисой 1982 года по результатам опроса читателей журнала «Советский экран».

Для меня это фильм о мечте, которая, возможно, осуществилась, а  возможно, и нет…  Все потому что финал в этом фильме двоякий. В конце главная героиня возвращается в родной городок, к матери, и вроде как все предшествующие события говорят нам о том, что, скорее всего, у нее не получилось осуществить свою мечту – стать артисткой, но… тут же нам показывают, как Нина (Ирина Муравьева), сидя на кровати, мечтательно смотрит куда-то в даль, и представляет (или вспоминает) себя поющей на сцене.

Несмотря на неоднозначный конец, мне всегда хотелось верить, что возможно не сейчас, но чуть позже Нина станет той, кем так мечтала стать. И если бы уже через много-много лет после первого впечатления, я не прочла о том, что по замыслу режиссера мечта Нины все же осуществилась, я бы и дальше продолжала думать, что этот фильм скорее не о хэппи энде, а о такой вот суровой реальности, где мечта так и остается мечтой.

Если попытаться охарактеризовать Нину, то я бы сказала, что она девушка решительная, стойкая, возможно, наивная… Но мне это нравится. Она решила поехать поступать в Москву – она поехала. Она приняла отца после долгих лет неведения, при том, что в разговоре с матерью отзывалась о нем не  лучшим образом. Она стала сама себя обеспечивать и ушла из отцовского дома в столице, понимая, что его новая семья (точнее жена) недовольна сим фактом. Она поступает так, как поступают люди со стержнем внутри. Если она решила что-то сделать – она это сделает. При этом в ней есть некая естественность, доверие к людям, ну, и наивность…

В этом фильме много интересных героев: и бабушка Нины, которой она помогала в школьные годы; и ее импозантный отец, с которым она познакомилась, будучи уже взрослой девушкой; и режиссер самодеятельного театрального кружка в школе, повторявший свою любимую фразу «цото бенде, цото бенде» (в переводе с польского «что-то будет, что-то будет»); и яркая цыганка Карма, немногословная, но очень добрая и понимающая, а также многие-многие другие. Невероятное количество таких, казалось бы, мимолетных персонажей, но запоминающиеся своими особыми фразами или поведением.

Интересно было наблюдать за взаимоотношениями героев Ирины Муравьевы и Александра Абдулова – так и несостоявшейся экранной пары, что в этой картине, что в другой (о которой расскажу сразу после). Когда я смотрела на эту парочку еще в подростковом возрасте мне было обидно. Обидно что Никита с Ниной так и не остались вместе, и не ушли в закат держась за руки :)) Но, пересматривая этот фильм уже в возрасте 20+, становится предельно ясно, что Никита по своей сути такой вот обворожительный  дамский угодник, который, относится к Нине без какой-либо особой привязанности и уж точно не видит в этих отношениях будущего. Нина же, через некоторое время общения с ним, в диалоге со своим отцом говорит о том, что в скором времени они собираются пожениться, хотя никаких предпосылок к такому развитию событий абсолютно не было. Нине, конечно же, так не казалось. В жизни ведь часто так и происходит: девушки придумывают себе некую романтическую историю на двоих, а по итогу оказывается, что никакая это не romantic story, а всего лишь кратковременный акт в главной роли которой с первых секунд был один персонаж.

К сожалению, не увенчались успехом и не успевшие начаться отношения Нины с Ремизовым, отцом мальчика, за которым она присматривала. Взрослый, спокойный, разведенный мужчина с ребенком производил впечатление надежного человека и неплохой пары для главной героини, однако и здесь что-то не задалось, т.к. вскоре после их ночной прогулки Нина уезжает обратно домой. Возможно, ее неудачная влюбленность и разбитые мечты о счастливой семейной жизни с обаятельным Никитой теперь отзываются таким вот недоверием и осторожностью в отношениях с противоположным полом, а может причина и вовсе в другом…

Но (самое важное) как мы уже знаем, свою мечту она все же осуществила. И это прекрасно.

 

II

 

Самая обаятельная и привлекательная

Самая обаятельная и привлекательная — советский художественный фильм 1985 года режиссёра Геральда Бежанова. Снятый на заре Перестройки, он стал одним из самых популярных фильмов того времени.

Фильм имел большой зрительский успех, его посмотрели 44,9 млн. зрителей (всего 1112 прокатных копий), что сделало ленту лидером советского кинопроката 1985 года. Для показа картину закупили 69 стран.

Это картину я увидела через какое-то  время после «Карнавала», и, уже полюбив Муравьеву я, конечно же, полюбила и этот фильм с ее участием. К тому же, здесь снова можно увидеть прекрасного Александра Абдулова :))

Что мне особо нравится в этом фильме – это ненавязчивый посыл о том, что стоит только поменять собственное представление о себе, как изменится и мир вокруг, и отношение людей к тебе. Поначалу неуверенная, немного несуразная Надя Клюева (Ирина Муравьева) после встречи со школьной подругой Сусанной начинает превращаться в обаятельную и привлекательную женщину. И вот…. аутотренинги, стильная одежда и советы Сусанны дают свои плоды. К сожалению, «научная» методика обольщения, разработанная подругой-социологом не всегда точна и верна, но сам факт появления школьной подруги, ее обаяние и уверенность в себе помогли Наде раскрыться.

Вот уже проходит какое-то время и в число поклонников Нади входит не только старый знакомый Гена, с которым она играет в настольный теннис в обеденный перерыв, но и коллеги по цеху (рассеянный холостяк Леша Пряхин и женатый дон-жуан Миша Дятлов) вовсе не замечавшие ее прежде. Что же касается подопытного Володи (Александр Абдулов), который был выбран Надей и Сусанной в качестве будущего мужа, то с ним дела обстояли гораздо сложнее. Герой Абдулова в этом фильме схож с типажом Никиты из «Карнавала» – красивый парень, за которым бегают толпы девчонок, и вероятность того, что такой ловелас обратит внимание на Надю, сводится к нулю. Что собственно и происходит в процессе развития сюжета. Хотя, у меня закралась потайная мысль в самом конце фильма, когда трое мужчин, в числе которых был и Володя, наблюдая за игрой Нади в теннис, как-то взгрустнули от того, что она переключила свое внимание на Гену.

Для меня одним из ярких и смешных моментов этого фильма является эксперимент Сусанны, когда она попросила своего мужа Аркадия (Александр Ширвиндт) статного, видного мужчину, заехать за Надей на работу на своем «Москвиче» цвета «коррида» и увезти ее в неизвестном направлении на виду у изумленных коллег. Коллеги, пораскрывавшие рты от удивления, застыли в оцепенении на тротуаре, а где-то чуть поодаль заметно погрустнел скромный Гена. А музыкальное сопровождение… В этой сцене оно придает такую пафосность, как бы подчеркивая значимость сие момента. Наверное, это самая забавная сцена в фильме.

Если говорить о любимых сценах, то к этому же списку можно отнести и следующую ситуацию, когда троица в лице Нади, Володи и Миши отправляются в командировку. В поезде мужчины замечают красивую девушку и, пытаясь познакомиться, врут о том, что являются артистами «Росконцерта», участниками ВИА «Неунывающие децибелы» и приглашают девушку на огонек, но вдруг открывается дверь купе и появляется муж этой прекрасной девушки. Вот уже зайдя на огонек, муж красавицы просит Надю спеть что-нибудь. Миша пытается влезть и сказать, что мол, без аккомпанемента никак, но Надя решает продемонстрировать свои артистические способности и в шутливой манере распевает пару строк. Движения ее рук, мимика и желание поддержать весь этот фарс… это настолько круто.) Каждый раз в этот момент я смеюсь так, словно не видела этой сцены прежде. Все-таки Муравьева такая классная.)

И наконец, как говорится ласт, бат нот лист.

 

III

 

Девчата

Девчата — советский комедийный художественный фильм, снятый в 1961 году режиссёром Юрием Чулюкиным по одноимённой повести Бориса Бедного. Премьера фильма состоялась в марте 1962 года, накануне Международного женского дня.

В 1962 фильм стал обладателем приза в категории «За лучшее исполнение женской роли» (Надежда Румянцева) на Международном кинофестивале в Мар-дель-Плата (Аргентина), почетного диплома Эдинбургского международного кинофестиваля (Шотландия), а также почётного диплома жюри родителей и учеников Международного фестиваля фильмов для молодёжи в Канне (Франция).

Милый, уютный фильм о любви, идеальный для просмотра в теплый зимний вечер, когда можно захватить с собой для просмотра большую кружку горячего чая или какао и наслаждаться жизнью. Особое обаяние этой картине придает прекрасная Надежда Румянцева. Она кажется такой хрупкой, словно нежная фарфоровая куколка, кружащаяся на музыкальной шкатулке. На деле же это озорная, беспокойная, своенравная, напористая 18-летняя девчонка (кстати, по факту Румянцевой тогда был 31 год), которая за словом в карман не полезет и отстоит своё мнение, при этом очень простая, добрая и честная.

Итак, из Симферополя в леспромхоз «Бодровский» на Урале  приезжает Тося Кислицина (Надежда Румянцева) для работы в качестве повара в тамошней столовой, где обедают местные рабочие.  Заселяется Тося в домик, где уже живут четыре барышни – Надя, Катя, Анфиса и Вера. У каждой из девушек разный характер и разные судьбы. В общем, в одной комнате собрались разношерстные персонажи, но если Тося достаточно быстро находит общий язык с Надей, Катей и Верой, то с Анфисой все не так-то просто.

Анфиса девушка немного надменная, знающая себе цену, и прекрасно понимающая, как реагируют мужчины на ее внешность, однако это уже не делает ее счастливой как прежде и она не верит в любовь. Надя же очень серьезная дама, состоит в отношениях с пилоправом Ксан Ксанычем, который значительно старшее её. Тося, узнав об этом удивилась, не со зла назвав его «облезлым», при первой встрече с девчатами. Катя – веселая, легкая девушка, встречается с гармонистом Сашкой, с которым у них складываются прекрасные отношения. Вера (или мама Вера, как ее называла Тося) женщина чуть постарше остальных девчат, размеренная, спокойная, вдумчивая, у которой есть проблемы в отношениях с мужем. Но что объединяет трех девушек – Надю, Катю и Веру, это то, что они относятся к Тося с заботой, порой даже с опекой, стараясь помочь и оградить ее от каких-то жизненных коллизий.

Что же о Тосе Кислициной, то героем ее романа становится передовик производства и по совместительству самый популярный мужчина в поселке – Илья Ковригин (Николай Рыбников). Тосе приходится пройти несколько этапов во взаимоотношениях с Ковригиным до так называемого хэппи энда. Если вначале со стороны Тоси было недоверие к Илье из-за его популярности среди женщин, о чем ей рассказали подруги, то уже после периода понимания влюбленности в этого человека наступает этап с раскрытием причин того, почему же Ковригин обратил внимание на не самую привлекательную девушку, по мнению некоторых. И тут, конечно, молодой 18-летней девушке приходится столкнуться с первым в ее жизни обманом со стороны мужчины. Но, несмотря на глупую причину завязки их отношений, Илья проникается симпатией к девушке. Наверное, его подкупает душевная простота, возможно, некая наивность молодой девчонки. В фильме (да и в жизни на тот момент актеру), Ковригину около 30 лет и совсем юная девочка становится для него чем-то новым и заставляет пересмотреть свое понимание в отношениях с женщинами. Конечно, в конце все происходит так, как и должно быть в классических мелодрамах – Тося и Ковригин остаются вместе. Анфиса (кстати, бывшая подруга Ильи) на примере главной пары понимает, что любовь все-таки существует и меняет свое поведение с мужчинами. Надя с Ксан Ксанычем ждут, когда заселятся в новый дом и наконец, оформят отношения. Катя все так же счастлива с Сашкой, а мама Вера меняет свое отношение к мужу, несмотря на его измену. Как говорится «все течет, все меняется».

***

Чем я люблю эти фильмы – они возвращают меня в состояние детства и я отчетливо чувствую всеми фибрами души все то же самое, что осталось уже где-то далеко позади.

Годы идут, а фильмы/мультфильмы/песни очаровавшие собой именно в детстве, каким-то особенным образом оседают в памяти, оставляя несравнимые впечатления и погружая в ту атмосферу каждый раз, как только захочется соприкоснуться с ней. И это настолько круто, поэтому если уж вспоминать что-то из прошлого, то только то, что приносит радость, дает энергию и делает жизнь лучше.

P.S. Если вы дочитали это пост до конца, то… благодарю вас за внимание.)

 

Фото из сети